Личности Люди Никулин Хакер Эксклюзив

Никулин: преступник, сумасшедший или просто хороший парень?

Никулин: преступник, сумасшедший или просто хороший парень?

«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения», так писал еще Салтыков-Щедрин. И действительно, всегда находились лазейки, позволяющие избежать наказания. Об этом можно писать вечно, но как же обстоят дела в США? Особенно если дело касается русских хакеров.

Недавно наш соотечественник, Евгений Никулин получил наказание в виде 7 лет и 4 месяцев лишения свободы за продажу личных данных пользователей LinkedIn, Dropbox и Formspring. С самого начала Никулин не только пытался устроить побег из-под стражи накануне избрания ему меры пресечения, но и вёл себя весьма деструктивно. Были проведены несколько экспертиз, однако американский суд не поверил в его “умопомешательство”. Но до сих пор вопрос остается открытым, и никто не может наверняка утверждать кроме самого Никулина. Мы можем только предполагать. И сегодня в этом вопросе нам поможет разобраться известный американский адвокат Игорь Литвак, который в свое время, представлял защиту Никулина.

Но, обо всём по порядку.

Тем кто не в теме, напоминаем. Россиянин Евгений Никулин был задержан в Праге 5 октября 2016 года. А 30 марта 2018 года, лично по решению министра юстиции Чехии Роберта Пеликана и вопреки призывам президента этой страны Милоша Земана, был экстрадирован в США. Любопытно, но в апреле 2019 года конституционный суд Чехии отменил ранее принятое решение о выдаче Никулина Соединённым Штатам. Несмотря на то, что чешский суд полностью удовлетворил его жалобу, Никулину это помогло мало.

Талантливый россиянин не особо скрывал источник своих доходов, периодически выкладывал в инстаграм фотографии своих роскошных автомобилей. По словам знакомых, сам Никулин был довольно общительным и весёлым парнем. А с ранних лет увлекался техникой и компьютерами. Но также друзья не отрицают его хакерские похождения. И на вопрос: «Не является ли взлом банков источником огромных доходов Евгения», его друг отвечает: «Всё возможно». А вот официальной деятельности Евгений в России не вёл. По крайней мере в базе ЕГРЮЛ информация о нём отсутствует.

Кем является задержанный в Чехии российский хакер, взломавший LinkedIn -  Газета.Ru
Фото из личной коллекциии Никулина

СyberSec: 29 сентября 2020 года суд присяжных признал виновным в киберпреступлениях еще одного русского хакера. Преступления Никулина не привели к прямым финансовым потерям в Америке, а ведь, как мы знаем, США охотятся в первую очередь за экономическими преступниками. Так чем же он так заинтересовал штаты?

Игорь Литвак: Здесь все не так однозначно. Америка очень просто подсчитывает финансовые потери от взломов платежных систем: 500 долларов умножаются на каждый скомпрометированный аккаунт. Но в случае Никулина не было традиционного киберпреступления. Давайте разберемся по порядку и начнем с обвинения. Его обвиняли во взломе Linkedin и в хищении персональных данных, логинов и паролей. Но в Linkedin пользователи не привязывают к своим аккаунтам платежные карты. Поэтому США не смогли воспользоваться своим традиционным способом для оценки ущерба, в таком случае, закон позволяет прибегнуть к другим вариантам. Именно этот вопрос стал объектом споров. Во время суда присяжных представители Linkedin озвучили потери в 2 миллиона долларов. Для того чтобы «залатать дырку», сквозь которую Никулин получил доступ к информации им пришлось нанять команду специалистов и экспертов, необходимо было все проверить и заменить пароли, а также обезопасить пострадавших пользователей. Я в это время не находился ни на одной из сторон. Все это Linkedin оценили именно в 2 миллиона долларов. Откуда эта сумма и чем она обоснована? Они не представили никаких подтверждающих документов. Поэтому защита поставила такое заявление под сомнение, обратив внимание судьи на отсутствие каких-либо бумаг, подтверждающих сумму ущерба Linkedin. После длительных размышлений, судья согласился с защитой и снизил сумму ущерба до полутора миллиона. И на основании этой цифры Никулину был выдвинут приговор.

СyberSec: На протяжении всего ареста, поведение Никулина, мягко говоря, было странным. Защита заявила о его невменяемости, но судья признал Евгения вполне вменяемым. Все это со стороны выглядит, как банальная стратегия, спланированная самим же Никулиным, но мы не вправе это утверждать. Игорь, скажите, сталкивались ли вы с ситуациями, когда арестованный «косил под дурака» и к чему такая тактика может привезти?

Игорь Литвак: Такая стратегия ни к чему хорошему не приводит. Вряд ли кому-то удастся прикидываться дураком 24/7. А если получилось и судья поверил, признал невменяемым и отправил лечиться в больницу, то после принудительного лечения, когда психическое здоровье «улучшается» – судебный процесс продолжается. Ведь его никто не отменял. Но это не самое страшное. Есть еще один вариант событий, который, на мой взгляд еще более проигрышный. Допустим, человека признали невменяемым. Экспертиза показала, что его невозможно вылечить. В таком случае обвиняемого могут отправить пожизненно в психиатрическую больницу. И этот срок куда серьезнее, чем тот, который он мог бы получить, проиграв суд присяжных. Сорок лет в психушке или десять лет в тюрьме? Выбор очевиден. Поэтому я никогда бы не советовал своим клиентам притворяться сумасшедшими. А надеяться на то, что суд признает тебя невменяемым и отправит спокойно домой – тоже большая глупость. Но вернемся к Никулину. Я с ним встречался и общался неоднократно. И если он все это время играл и строил из себя психа – то он заслуживает Оскар.

Он общался со мной, но говорил всегда не по теме. Ты его спрашиваешь об одном, а он отвечает тебе совсем на другой вопрос. И даже несмотря на это, судья все равно нашел его вменяемым и отправил на суд присяжных.

СyberSec: а если бы суд признал Никулина невменяемым, какой бы вариант событий мы наблюдали?

Игорь Литвак: скорее всего, Евгений отправился бы в психиатрическую лечебницу на принудительное лечение. И дальше события могли бы развиваться так, как мы обсуждали ранее. Есть и второй вариант с хэппи эндом, в котором Никулина отпускают домой. Учитывая тот факт, что в Америке у него нет никаких родственников и он не говорит по английский, его лечение было бы весьма затруднительно. Именно на это могла возлагать свои надежды защита. Но этого не случилось. Кстати, я читал обе экспертизы, но ни к одной из них не имею отношения. И экспертизу, которую сделала защита и экспертизу, которую провела прокуратура. И по-моему мнению – обвинение представило более качественную версию. Когда у защиты возник вопрос об апелляции решения, я с уверенностью сказал, что в этом нет никакого смысла. Хоть на тот момент, я над делом уже официально не работал.

СyberSec:Была ли вероятность экстрадиции в Россию? И могут ли его экстрадировать до конца срока?

Игорь Литвак: Евгению осталось очень мало. Ему дали 88 месяцев, из которых он отсидел почти половину. И если Никулин получит полагаемую скидку за хорошее поведение, а это 15 % от общего срока, то очень скоро он может поехать домой. Но именно эти 15 % сейчас под вопросом. Ведь поведение моего бывшего подзащитного нельзя назвать идеальным. Особенно в начале своего пребывания он хорошо отличился, ломал пожарную сигнализацию, пытался убежать и вел себя крайне деструктивно. Но если ему повезет, то уже меньше, чем через год он окажется на свободе.

Хотя ему и так повезло. Никулин получил очень хороший срок. Несмотря на 145 месяцев, которые ему грозили изначально. Но так решил суд присяжных. У него не было ни коопераций, ни сотрудничества. Он даже не общался с юристами. И именно поэтому заказали экспертизу о вменяемости. И даже после суда после того, как его признали вменяемым, он не общался с юристами и вел себя ровно так же, как и раньше.

Суд сжалился над ним. Смягчающим обстоятельством стала болезнь мамы. Судья это озвучил на приговоре. А в связи с пандемией, условия его прибывание в СИЗО были намного суровее, чем обычно. Поэтому мы надеемся, что все эти факторы будут учтены и Никулин вскоре увидится с родными.

СyberSec: А если бы вы изначально и до конца представляли защиту Никулина, какова была бы ваша стратегия?

Игорь Литвак: Сейчас уже невозможно сказать ничего конкретного. К тому же, на тот момент он не общался адекватно с юристами. При первой нашей встрече уже стало ясно, что общение не принесет весомых результатов. Я говорил по делу, а Никулин о погоде. Точно так же он вел себя со всеми юристами.

Напоследок хочу вспомнить, одну важную деталь. До того, как состоялся суд присяжных, Никулину предлагали сделку на восемь лет. Но для этого от него требовалось простое взаимодействие, которое он не смог предоставить. Поэтому сделка не состоялась и вину его определял суд присяжных. А судья во время приговора сказал: «В самом начале я не был уверен в твоей вине. И если бы ты пошел на сделку, то получил от меня 4 года. На тот момент, у прокуратуры не было сильных доказательств, против тебя. Но после суда присяжных, я на 100 % уверен в твоей вине.»

Как бы тым ни было, Никулину осталось сидеть меньше 18 менсяцев. Пожелаем ему удачи.

Очень злой админ
Очень злой админ Автор статьи

Админ сайта. Публикует интересные статьи с других ресурсов, либо их переводы. Если есть настроение, бывает, что пишет и что-то своё.

Комментарии

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *